МАДОУ 5 'Детский сад №5'

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
Э. Бомбек.

Моя статья - это крик души, который я хочу, чтобы услышали и педагоги, и родители. Я работаю в детском саду педагогом – психологом и у меня есть небольшая частная практика, где я консультирую семьи. Ко мне за помощью обращаются родители, воспитатели, администрация. В последнее время все чаще обращаются с запросом о том, что в некоторых группах встречаются дети с признаками агрессивного поведения и с каждым годом таких детей становится все больше и больше. Поэтому я обратилась к теме: «Агрессии среди дошкольников в детском саду». Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствия их внимания к своим детям, поэтому у детей возникает трудность в усвоение норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили, и которые способны обратить на них внимание: агрессия, злость, замкнутость, капризы, страхи. Такие дети нападают на других детей, дерутся, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, употребляют грубые выражения, то есть являются «грозой» всего детского коллектива, таких детей часто ругают воспитатели, родители.

Во время работы с детьми оказалось, что на многие провинности, непослушания дети получают физическое наказание и завышенные требования и на них постоянно кричат. Агрессивность от латинского языка-это нападение. В данном случае я дала бы определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба, боли, обиды человеку или предмету. Агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, злости, нельзя запретить. Как известно из психологии ребенку очень важно выражать свой гнев. Гнев – это реакция, а это значит, что ей нужно дать выход, как и любой другой эмоции. Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так. Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение.

Хотелось бы перечислить причины, которые могут привести к агрессивности. Неприятие детей родителями является одной из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика и несколько сессий с моими клиентами подтверждает такой факт: что нередко приступы агрессивности проявляются у «нежеланных детей». Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно. Все чаще природа возникновения агрессии - у детей вечно занятых родителей. Их агрессия - это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: "лучше пусть отчитает, чем не заметит".

К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Ещё настоящим испытанием для ребенка это развод родителей, что в наше время не редкость. В этот период очень тяжело как родителям, так и ребенку. Часто про ребенка «забывают», не спрашивая ребенка как он. Если ребенок обвиняет в разрушении семьи родителей – он сам может начать проявлять агрессию по отношению к ним, правда, чтобы не быть отвергнутым обоими родителями, агрессия скорее всего будет направлена только на одного из них – того, на кого злиться менее опасно. Порой детская злость, спровоцированная разводом родителей, выражается в агрессии по отношению к домашним животным, сверстникам и другим людям. Такое происходит тогда, когда ребенок боится выплескивать свои эмоции на родителей, но в то же время, не может держать их в себе.

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, - в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ вспышку агрессии. Еще одна причина агрессивности – это недовольство собой. Часто это вызывается отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не учатся любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто так. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он и не любит других.

Своей статьей хотелось сказать родителям, о том, как легко изранить душу ребенку и как нелегко израненной душе во взрослой жизни. И я хочу, чтобы родители попробовали сделать упражнение, делать его нужно в паре, один будет родителем в трех позициях «ускользающий родитель», «оценивающий родитель», «родитель, который все решает», другой ребенком и наоборот. Ускользающий родитель - это тот родитель, который прикладывает «море усилий и действий», чтобы не идти на контакт с ребенком, уделять ему внимания, ссылаясь на постоянную занятость, например, если ребенок просит вас поиграть или куда-нибудь сходить, а вам не до него, и вы тогда начинаете искать способы игнорирования и ухода от контакта с ребенком. Это тот родитель, который не желает понять своего ребенка, не понимает важности общения с ним. Ведь тесный контакт ребенка со своими родителями дает чувство защищенности, положительные эмоции. Оценивающий родитель – это такой родитель, который постоянно дает оценку как положительную, так и отрицательную оценку ребенку, его действиям. Родитель, который решает все (авторитарный родитель) – это тот родитель, который считает, что он может все решать за ребенка, не прислушиваясь к его чувствам, желаниям, мнению. Сделав, это упражнение вы почувствуете, что чувствует ваш ребенок и как ему нелегко.

Блог педагога-психолога

Остались вопросы? Или хотите записать своего ребенка к нам? Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время

Оставить заявку / Задать вопрос

Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, я даю согласие на обработку персональных данных
×
×
×
Оставить заявку